Католики находятся в Славгороде от самого основания
города в 1910г.
Также и в окружающих его районах католики, наряду с
представителями других христианских конфессий, были основателями поселений в
конце 19-го и в начале 20-го века. По национальности практически все католики
принадлежали к группе российских немцев, которые еще до принужденной ссылки в
30-х годах и позже приезжали из Поволжья и других регионов царской России. По
этой причине католики в нашем регионе считались одной из "немецких
церквей".
![]() |
о. Людвиг Эрк |
Архивные записи указывают, что уже при основания
Славгорода был построен деревянный храм по нынешнему адресу ул.Тимирязева 105.
Эта первая церковь, как и сегодняшний приход, была названа в честь Успения
Пресвятой Богородицы. В двадцатых годах общину опекал о. Людвиг Эрк. К сожалению открытая церковная жизнь в конце двадцатых годов стала невозможной из-за репрессий большевистского
правительства. В 1929г. арестовали настоятеля, а затем была закрыта и церковь.
Последнюю св. Мессу отслужили в храме в 1932г., позже он стал амбаром для
хранения сена.
![]() |
о. Антоний Шяшкявичус SJ |
В дальнейшем Церковь существовала подпольно и практически
без священников. Люди собирались у себя в домах на молитву, бабушки крестили
детей. Мощная атеистическая пропаганда и страх перед преследованием однако
постепенно привели к тому, что родители уже боялись воспитывать своих детей в
вере предков. Подрастали поколения, которые, хоть и были крещены, уже не умели
молиться (на все менее знакомым им немецком языке) и не понимали, почему их
бабушки "богомольем занимаются".
После смерти Сталина, в конце 50-х годов, пришло короткое
время большей религиозной толерантности. Храм опять использовали по назначению,
однако отдали его Русской Православной Церкви. Из концлагерей выпустили
священников, и по счастливым обстоятельствам в славгородском регионе два года
служил о. Антоний (Антанас) Шяшкявичус, Иезуит из Литвы. По его воспоминаниям,
о. Антоний венчал более тысячи супружеских пар и крестил десятки тысяч детей и
взрослых в эти годы. После более чем 20 лет в нашем регионе опять служилась
Евхаристия.
![]() |
Месса в Славгороде в 1957г. |
Но и этот период активной церковной жизни был прерван
властями. Отца Антония выслали в Киргизстан, откуда он только очень редко мог навещать
славгородских католиков. В 1962г. был разрушен храм. На его месте построили
библиотеку. Несмотря на религиозные преследования в каждой деревне собирались
тайно верующие, чтобы вместе молиться.
![]() |
Приходской офис в кухне настоятеля (1993г.) |
Ситуация резко изменилась с политическими переменами в
начале 90-х годов. В 1991г. в Новосибирске была установлена Апостольская
Администратура для католиков Сибири, а осенью 1992г. в Славгород приехал из
Германии о. Бернгард Шольтц. Теперь в регионе не только появился католический
священник, но вся церковная жизнь стала приобретать, хоть и медленным темпом,
"нормальный вид". В приходских книгах стали регистрировать крещения,
венчания и т.д. Постепенно появлялась духовная литература и велась катехизация
детей и взрослых. В 1993г. приехали сестры из движения "Pro Deo et Fratribus" и
поселились на пару лет в Шумановке. На постоянное место служения в Славгород
прибыли в 1995г. сестры Маргарита Рюф ASC и Мария Хаммерер ASC из
конгрегации сестер Поклонниц Крови Христовой. Сестры монахини не только
помогали настоятелю в пастырской работе, но также заботились о бедных и больных
жителях Славгорода. В приходе также помогали волонтеры из Германии, которые
год, а то и больше, своей жизни посвятили католикам Алтайского края. Служба
велась на немецком языке, родном языке не только настоятеля и сестер, но и почти
всех прихожан.
![]() |
Стройка храма 1995-96г. |
Богослужения, катехизация и все остальные церковные
мероприятия происходили в доме священника на ул. Розы Люксембург 26А. Но всем
было ясно, что католикам Славгорода нужен свой храм. Несмотря на многие
проблемы о. Бернгард взялся за этот проект, а соседка и хорошая прихожанка,
Эмилия Хартлиб, помогла приобрести участок, где сегодня стоит храм.
16.07.1995г. был заложен краеугольный камень и развилась интенсивная стройка. В
стройке участвовали помимо строителей не только прихожане, но и другие жители
города. Как и в других случаях нашей церкви в России, строительство
финансировалось благотворительными фондами из Германии ("Реновабис" и
"Церковь в беде") и многими частными благотворителями из разных стран
Европы. Но главным звеном процесса стройки был, пожалуй, сам настоятель. Можно
сказать, что каждый кирпич и каждый винтик прошел через руки о. Бернгарда. Он
неутомимо придумывал строительные решения, и возвращаясь из Германии его
чемоданы были обычно наполнены разными предметами, которые в то время
невозможно было купить в Сибири.
![]() |
Кардинал Штерцински традиционно ударяет епископским посохом три раза в двери нового храма. |
Три дня после престольного торжества прихода, в
воскресенье 18-го августа 1996г., после года строительства, наконец настал
долгожданный день освящения храма. Еще до глубокой ночи работали над полом
здания и наводили порядок в храме. На освящение церкви приехал не только
местный епископ, Иосиф Верт SJ, многие
священники и гости из епархии, но прилетел из Берлина кардинал Георг Штерцински, ординарий приходского настоятеля. Именно кардинал Стержински и
возглавил литургию освящения церкви. После длинной литургии прихожане и гости продолжили
празднование этого знаменательного события совместной трапезой, музыкальным концертом
и другими выступлениями.
После первой волны религиозного энтузиазма не только в
наших краях, но и по всей России количество прихожан посещающих церковь больше
не росло, но даже стало немного уменьшаться. В католических общинах нашего
региона это негативное явление связано прежде всего с массовым выездом
немецкого населения на историческую родину предков. Уезжали не только
прихожане, но часто самые активные католики, т.е. как раз те, кто приводил
других в храм. С другой стороны общины потеряли свою бывшую немецкую этническую
окраску - литургия ведется уже давно на русском языке, и в приходе стали чаще появляться
люди с иными этническими корнями. Эта тенденция помогает осознать - как
прихожанам так и городу - что Католическая Церковь действительно вселенская, а
не церковь одного народа.
![]() |
Купол церкви появился в 1999г. |
После уезда о. Бернгарда в приходе стали менять друг
друга разные настоятели. Поменялся и состав сестер-монахинь. Через разные постройки
и пристройки преобразился и внешний вид храма. Многие верные прихожане уже отошли
к Господу. Именно на них, а также на те поколения предыдущих католиков
Славгорода, которые сквозь преследования и голод донесли нам свою веру, мы и
можем уповать, что наша церковь и дальше будет развиваться, какие бы времена и условия
нас не ожидали бы еще впереди.
свящ. Александр Деппершмидт,
четвертый настоятель прихода,
Сентябрь 2015г.
Сентябрь 2015г.